1955
год, март месяц, на кануне 10 летия Победы, в ЦК КПСС написано
письмо, от группы харьковчан. Данное обращение неожиданно
быстро заставило раскрутиться маховик
административной машины.
В распоряжении министерства говорилось: спроектировать компактную
машину для инвалидов на Горьковском автомобильном заводе.
За воплощение данного распоряжения по собственной инициативе
взялся Николай Александрович Юшманов, создавший ЗИМ (ГАЗ-12),
а позднее "Чайку".
Юшманов понимал, что для производства этой машины у ГАЗа,
нет возможностей (по крайней мере, без существенных вложений).
Активную помощь конструкторам оказывал Борис Борисович Котельников
- в то время начальник экспериментального цеха. Попавший в
аварию и отморозивший ноги, когда был еще испытателем.
Разработка макета производилась с учетом мнения тех
самых ветеранов, для которых данный автомобиль и проектировался.
ГАЗ-М18 (сначала в индексе машины по старой памяти, присутствовала
буква М - от "завод им. Молотова") получил цельнометаллический
кузов, в стиле "Победы".
Пополам "разрезанный" москвичовский двигатель. То
есть в результате двухцилиндровый, но достаточно мощный (около
10 л.с.), и вполне надежный, расположили сзади.
ГАЗ-18 имел независимую - торсионную подвеску. Но главная
изюминка автомобиля состояла в гидротрансформаторе,
интегрированном в трансмиссию, который позволял обойтись без
привода сцепления, будь то педаль или рычаг и сильно сокращал
число переключений, что сильно облегчало управление автомобилем.
Образцом послужил гидротрансформатор "Волги", которую
как раз пускали в серийное производство.
Уже в 1958 году из заводских ворот вышли два образца ГАЗ-18,
что было достаточно быстро для того времени. В связи с найденными
недочетами, решено было построить еще два образца.
Для налаживания серийного производства, требовались средства,
а у министерства "голова болела" уже о другом проекте.
МЗМА и НАМИ с 1956г. проектировали "Москвич-444"
- будущий ЗАЗ-965. Для которого в Запорожье был переоборудован
завод комбайнов "Коммунар". В том же 1958 году,
министерство распорядилось прекратить работы над ГАЗ-18. История
маленького автомобиля закончилась не начавшись.
Один прототип был отдан начальнику экспериментального цеха
Б.Б. Котельникову, которому прослужил много лет. Второй отправился
в Серпухов, в надежде что там все-таки наладят серийное производство.
ГАЗ-18 пылился на заводе, потом работал у частника.
Теперь хранится в заводском музее, хотя по сути, от оригинала
остался лишь кузов.