|
|
Поперечный
разрез двигателя:
|
1
- маслоотделитель системы вентиляции картера; 2 - гильза;
3 - поршень; 4 - масляный насос
|
Двигатели
402 и 4021 выпускаются на Заволжском моторном заводе, разработаны на базе
и взамен двигателей 24Д и 24-01. Двигатели умеренно форсированы по мощности
и частоте вращения, что обусловливает невысокие нагрузки на поршень и
гильзу, а также невысокую среднюю скорость поршня. Это обеспечивает малое
изнашивание цилиндрапоршневой группы и высокую долговечность узла. Коленчатый
вал пятиопорный с большой рабочей поверхностью как шатунных, так и коренных
подшипников, вследствие этого удельные нагрузки на подшипники сравнительно
невелики. Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из стальной
ленты, залитой алюминиевым сплавом. Такие вкладыши способны воспринимать
большие нагрузки, сохраняя высокую работоспособность. Распределительный
вал выполнен из отбеленного чугуна, что обеспечивает высокую износостойкость
пары кулачок-толкатель. Седла клапанов изготовлены из легированного чугуна
высокой твердости, выдерживающего высокую температуру и ударные нагрузки.
Направляющие втулки клапанов выполнены из металлокерамики с высокими износостойкими
свойствами. Материал клапанов - жаропрочная сталь, фаски тарелок выпускных
клапанов направлены более жаропрочным сплавом. Все ответственные поверхности,
подвергающиеся
|
Двигатель
- вид слева
|
1
- водяной насос; 2 - фильтр тонкой очистки топлива; 3 - масляный
фильтр; 4 - датчик-распределитель зажигания; 5 - топливный насос;
6 - указатель уровня масла; 7 - стартер;
|
истиранию
(кулачки распределительного вала, наконечники штанг толкателей, толкатели,
коромысла, регулировочные винты коромысел и т.д.), изготовлены из специальных
материалов и подвергнуты термической обработке. Гильзы цилиндров изготовлены
из специального легированного чугуна и не имеют вставки в верхней части.
Алюминиевые поршни имеют залитую терморегулирующую вставку и бочкообразный
профиль из высокопрочного чугуна с хромированной рабочей поверхностью
юбки. Верхние поршневые кольца изготовлены из высокопрочного чугуна с
хромированной рабочей поверхностью. Все основные трущиеся поверхности
смазываются под давлением. В смазочной системе установлены масляный насос
высокой производительности и полнопоточный фильтр тонкой очистки с бумажным
фильтрующим элементом. Система охлаждения имеет принудительную циркуляцию
охлаждающей жидкости по блоку цилиндров и по головке блока цилиндров.
В результате указанных конструктивных и технологических мер ресурс двигателя
до капитального ремонта составляет 250 тыс. км пробега автомобиля по дорогам
первой категории. При данной конструкции газопровода с подогревом центральной
части впускной трубы отработавшими газами, обеспечивающей равномерное
распределение горючей смеси по цилиндрам, а также с
|
Двигатель
- вид справа
|
8
- выпускные трубопроводы; 9 - впускной трубопровод; 10 - карбюратор;
11 - пробка маслоналивного патрубка; 12 - генератор
|
настроенной
системой выпуска отработавших газов, при оптимальных фазах открытия и
закрытия клапанов двигатели развивают мощность 73,5 и 66,2 кВт при частоте
вращения 4500 об/мин. В конструкции двигателя учтено удобство обслуживания
его в процессе эксплуатации. С левой стороны двигателя расположены бензиновый
насос, стартер, датчик-распределитель зажигания, указатель уровня масла,
кран масляного радиатора, датчик аварийного давления масла, масляный фильтр,
фильтр тонкой очистки топлива, свечи зажигания, с правой стороны - генератор,
газопровод с сектором регулирования подогрева смеси, сливной кран охлаждающей
жидкости, датчик указателя давления масла и карбюратор. В жидкостном насосе
установлен подшипник, который при сборке заполняется смазкой, и в процессе
эксплуатации добавления смазки не требуется. Регулировка зазора между
коромыслами и клапанами производится при снятой
|
Определение
верхней мертвой точки (в.м.т.):
|
а)
двигателя ЗМЗ-24Д; б) двигателя ЗМЗ-402.10
|
крышке
коромысел. В конструкции двигателя также предусмотрена возможность легкого
ремонта. Для этой цели цилиндры выполнены в виде отдельных деталей "мокрых"
гильз, легко вставляемых в блок цилиндров, а коренные и шатунные подшипники
имеют тонкостенные сталеалюминевые вкладыши, которые можно заменить, не
прибегая к услугам ремонтных заводов, а иногда даже не снимая двигателя
с автомобиля.
Для изготовления деталей двигателя широко используются алюминиевые сплавы,
кроме такой традиционно алюминиевой детали, как поршень, из алюминиевого
сплава изготовлены основные корпусные детали, блок цилиндров и картер
сцепления, головка цилиндров, крышка распределительных шестерен, корпус
водяного насоса, корпус и крышка термостата, корпус масляного насоса,
корпус крышка масляного фильтра, впускная труба. В результате широкого
применения алюминиевых сплавов двигатель в сборе с оборудованием, сцеплением,
коробкой передач (но без воздушного фильтра и вентилятора) весит только
205 кг.
|